В этой статье я хочу затронуть крайне важную тему для каждого актёра — подписание договора между ним (исполнителем) и заказчиком.

Текст заимствован с сайта www.telefilm.ru (актёрское киноагентство «Золотая Лига»).

Основные ошибки актёра:

1. Работа актёра в проекте без договора (контракта).

2. Подписание заказчиком и актёром (исполнителем) только одного экземпляра договора (контракта), а также его приложений, «Акта сдачи-приёмки работ» (которые остаются у заказчика).

Информация к сведению: договоры (и приложения) и «Акты сдачи-приёмки работ» должны подписываться в двух (или более) экземплярах, один из которых принадлежит актёру (исполнителю).

3. Подписание актёром «пустого» договора (без подписи заказчика) и передача своего подписанного экземпляра для подписи заказчиком.

4. Проведение работ актёром (исполнителем) без подписанного договора (контракта). Обещание заказчика подписать договор после, вместе с «Актом сдачи-приёмки» (или в процессе) окончания работ недопустимо (!).

5. Проведение работ актёром (исполнителем) с подписанным договором (контрактом) и «Актом сдачи-приёмки» (после окончания работ), но не выдача актёру своего экземпляра «Акта сдачи-приёмки работ».

Примечание 1: Любое «одностороннее» подписание работ может косвенно указывать на «двойную бухгалтерию» заказчика. Все экземпляры договоров и актов, находящиеся в исключительно распоряжении заказчика, не всегда могут быть приложены к бухгалтерской отчетности.
Примечание 2: Невыдача своего экземпляра актёру (типичная ситуация) не так критична при съемках в кино и ТВ-сериалах, для случаев, где оплата актёру производится в конце каждого съёмочного дня. Гораздо серьёзнее подобная ситуация при производстве рекламы, где особенно важна не только оплата, но и режим использования (сроки, каналы распространения, территория) образа актёра в рекламе.

• Вероятные последствия: полная зависимость актёра от обязательности заказчика, невозможность доказать актёру факт проведения им работ, что актуально в случаях переноса/отмены реализации проекта (особенно пилотных проектов и рекламы) или замены исполнителя роли, т.е. может освободить заказчика от своих финансовых обязательств перед актёром.

6. Подписание актёром договора (контракта) с заказчиком «на съёмочной площадке» (без предварительного личного ознакомления, а также агента или агентства).

Рекомендация: в случае наличия у актёра агента (или агентства), все вопросы по определению ставки актёра в проекте заказчика следует переадресовать уполномоченному агенту (агентству). Подпись в договоре (контракте) ставится актёром только после изучения условий договора агентом (агентством) и его рекомендаций по подписанию.

7. Подписание актёром экземпляров договора (контракта) с заказчиком без проверки на его аутентичность (соответствие) тексту, предложенного ранее заказчиком для ознакомления или тексту с внесенными в него правками от актёра или его агента (агентства).

• Вероятные последствия: подписание заведомо невыгодных для актёра условий по работе (в т.ч. по графику и штрафным санкциям), режиму использования образа, размеру и срокам выплаты гонорара.

8. Подписание «Акта сдачи-приёмки работ» без гарантий оплаты (по размеру или срокам выплаты), т.е. без наличия подписанного ранее договора (контракта) с согласованной суммой гонорара или до факта выплаты гонорара (реальное положение — при некорректно составленном договоре в финансовой его части).

9. Отсутствие подписания сторонами «Акта сдачи-приёмки работ».

Рекомендация: желательно наличие пункта в договоре (контракте): «Акт сдачи-приёмки работ» является неотъемлемой частью настоящего договора».

Информация к сведению: если в тексте договора нет особых условий по приёмке работы актёра, без «Акта сдачи-приёмки работ» договор (контракт) считается недействительным. Подписание «Акта сдачи-приёмки работ» освобождает стороны от взаимных претензий по проведенной работе исполнителем и выплаченному гонорару заказчиком.

10. Информирование с опозданием агента (агентства) о проблемах выполнения своих обязательств по договору (контракту) со стороны заказчика.

• Вероятные последствия: открытый вопрос по размеру и срокам выплаты гонорара.

11. Подписание актёром платежной ведомости (или расписки), где сумма к оплате может отличаться (как правило, в большую сторону) от фактической.

• Вероятные последствия: занижение ставки актёра (при добровольном участии в мошеннических или коррупционных схемах).

12. Подписание актёром, так называемого, «серого» договора (контракта), где сумма к оплате может отличаться (как правило, в меньшую сторону) от фактической.

• Вероятные последствия: всегда остаётся под вопросом размер гонорара, фактически выплачиваемого актёру за выполненную работу. Рекомендуется подписание актёром «Акта сдачи-приёмки работ» только после полного расчета заказчика с актёром.

13. Подписание актёром договора (или акта сдачи-приёмки), где сумма к оплате актёру указана в ранее согласованном размере, но без ссылки «с учетом всех налогов и сборов».

• Вероятные последствия: удержание с ранее согласованного гонорара части суммы в счёт налогов и сборов. Рекомендуется в договоре указывать 2 суммы: первая — общая, вторая — после вычета всех налогов. Вторая сумма должна соответствовать ранее согласованной сумме гонорара (как это принято в России). В настоящее время в Российской Федерации все налоги и отчисления в Фонд Социального Страхования (ФСС) с оплаты наёмному работнику (исполнителю) осуществляет работодатель.

14. Отсутствие в подписываемом договоре (контракте) хотя бы одной позиции, из представленных далее. Договор (контракт) определяет:
а) права заказчика и режим использования заказчиком образа исполнителя (сроки, территория, каналы распространения);
б) размер гонорара и порядок (сроки) его выплаты актёру;
в) условия и график работы актёра;
г) условия оплаты возможных переработок исполнителя.

• Вероятные последствия: а) неадекватное оплате использование образа актёра заказчиком, возможные ограничения для исполнителя в будущем участии в рекламных проектах по тематике (как по условиям подписанного договора, так и по причинам нежелания использовать лицо, «засвеченное» в рекламной кампании конкурентов; б-в-г) оплата работы актёра в неполном объеме.

15. В случае рекламы — подписание договора (контракта) актёром:
а) без ограничений срока использования образа исполнителя,
б) без указания (как условие ограничения) конкретных каналов распространения рекламы,
в) без указания (как условие ограничения) территории распространения рекламы,
г) с условиями ограничения работы исполнителя в других рекламных проектах, т.е. эксклюзивного использования образа заказчиком в рекламе определенных видов продуктов; если это специально не оплачивается заказчиком по повышенным ставкам гонораров (не ниже рыночных).

• Вероятные последствия: неадекватное оплате использование образа актёра заказчиком, возможные ограничения для исполнителя в будущем участии в рекламных проектах по тематике (как по условиям подписанного договора, так и по причинам нежелания использовать лицо, «засвеченное» в рекламной кампании конкурентов.

16. После окончания работы в проекте и выплаты гонорара — потеря актёром подписанного договора (контракта) и «Акта сдачи-приёмки работ».

Информация к сведению: отсутствие у актёра договоров, конечно, затрудняет, но не отменяет успешную защиту своих прав (!). Гораздо важнее наличие договора у заказчика, т.к. доказанный факт использования образа исполнителя без подтверждения этого в договоре трактуется, как прямое нарушение авторских прав актёра. Отсутствие подписанного актёром договора (контракта) не дает права заказчику на использование образа. Любое нарушение решается с большим процентом успеха в судебном (или досудебном) порядке.

• Вероятные последствия: увеличение сроков и стоимости работ по защите авторских прав исполнителя. Договоры следует хранить актёру максимально долгий срок (особенно для рекламных проектов).

17. Нарушение своих обязательств перед агентом (агентством) или перед заказчиком:
а) попытки пересмотра актёром ранее согласованных размеров гонорара после утверждения актёра на роль в проекте заказчиком;
б) попытки пересмотра актёром размера ранее согласованной агентской комиссии, отказ от выплаты агентской комиссии;
в) смена агента в проекте — в случае приглашения актёра в проект агентом (агентством).
г) отказ актёра от подписания «Акта сдачи-приёмки работ» (при условии полного выполнения своих обязательств со стороны заказчика) с целью изменения в более выгодную для себя сторону прежних договоренностей с заказчиком.

• Вероятные последствия: замена исполнителя роли в проекте, судебные разбирательства, урон репутации актёра и внесение в «стоп-лист» исполнителей — для актёрских агентств, продакшн-компаний, профсоюза актёров, и, как следствие, сокращение предложений на роли в проекты.

18. Если актёр передает агентскую комиссию дистанционно: по квитанции в банке (форма ПД4), через терминал или через банковские средства платежа, например, VisaElectronSberbank, рекомендуется сохранять чеки или квитанции — до подтверждения от агентства о прохождении средств оплаты. Это необходимо для подтверждения факта оплаты, а также для исправления возможных ошибок при платежах и прохождении средств.

19. Если актёр является индивидуальным предпринимателем (ИП), то всегда следует обращать внимание на полную комплектность документов при оформлении выплат гонорара по этой схеме. Все документы должны быть оформлены в двух экземплярах (!). В договоре должны быть представлены полные реквизиты сторон. В «Акте сдачи-приёмки работ» — ссылка на номер и дату заключенного договора.

Последовательность действий:
a) Подписывается договор актёром и заказчиком на проведение работ ИП актёра (с указанием размера гонорара (с учетом налогов) и сроков оплаты заказчиком).
б) Выписывается счет от ИП актёра. Размер выставленного счета должен включать сумму гонорара с учетом налога — следует указать + 7%, для упрощенной системы налогообложения (УСН). В этом случае НДС не облагается в соответствии с главой 26.2 части II Налогового кодекса Российской Федерации. Данные представлены на 30 ноября 2011 г.
в) Подписывается «Акт сдачи-приёмки работ» (после их проведения и в сроки, обозначенные в договоре).
г) Производится оплата Счета заказчиком.

Ключевые моменты:

1) Внимательно читайте договоры (контракты), не стесняйтесь задавать вопросы. При сложностях обращайтесь к агенту или агентству. Это их работа. Помните, что заведомо неправомерный договор, конечно, можно оспорить в арбитражном суде, но это будет стоить времени и сил.

2) Все договоры и акты должны подписываться в двух экземплярах. Один экземпляр должен Вам выдаваться на руки.

3) Сумма гонорара в договоре (контракте) должна быть указана (после вычета всех налогов и сборов) и соответствовать (после всех вычетов) сумме, оговоренной ранее с заказчиком.

4) В договоре (контракте) должен быть пункт о возможных переработках актёра, об учете и размерах оплаты переработок.

5) В случае безналичной оплаты заказчиком работы актёра в договоре (контракте), должны быть указаны сроки платежа заказчика и в реквизитах — банковский счет актёра.

Наличие в договоре (контракте) пункта о взимании пени с заказчика в случае задержки проведения платежей (в процентных размерах — от гонорара актёра), значительно стимулирует заказчика к своевременному выполнению своих обязательств.

6) Особое внимание следует обратить на часто встречающиеся в договорах штрафные санкции (достигающие астрономических сумм) и условия их применения к актёру. При возможности, следует конкретизировать этот пункт, где сумма штрафа не может превышать размера ДОКАЗАННОГО нанесенного ущерба заказчику.

Также рекомендуется указать некоторые наиболее вероятные случаи. Например, неявка актёра на съемочную площадку по причине болезни, что является в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, причиной уважительной (при наличии оформленного больничного листа).

Однако, и здесь есть ряд моментов. В случае, если в договоре (контракте) есть временные ограничения для действий актёра, во избежание риска получения им травмы (а травма была получена именно как результат таких действий), то вся ответственность для этого случая применяется уже именно к актёру.

7) Если Вы всё-таки подписываете «серый договор», что неправильно, ибо это является нарушением закона, т.к. Вы помогаете работодателю избегать реального налогообложения, имейте ввиду следующее: работодатель минимум в 10 раз занижает в договоре реальную сумму гонорара актёра. При этом, оставляет неизменными суммы возможных штрафных санкций для актёра. Суммы штрафов в «сером договоре» также должны быть уменьшены, пропорционально гонорару по версии договора (!). Это даже не практический, а принципиальный момент! Часто бывает – гонорар в «сером договоре» копеечный, а штрафы – в десятки тысяч долларов!

И не забывайте про «Акт сдачи — приёмки»! Он подписывается вами «напротив денег» — реальной суммы договорённостей с работодателем.

7) Очень осмотрительно следует подписывать договоры (контракты) для рекламных проектов в отношении: формата рекламы, каналов распространения, территории и сроков. Помните, что «бессрочное» использование образа актёра вносит неформальное ограничение на работу актёра в будущем в рекламе подобной тематики от других “брендов”, и, соответственно, не может стоить дешево. Аналогично, «эксклюзив заказчика» (с временными формальными ограничениями работы актёра по тематике рекламы).

Надеюсь, данная статья поможет нам избегать недоразумений и правовых разногласий с заказчиками и позволит не заниматься рутинной документацией, а направит все силы на творческую реализацию и выполнение первостепенных актёрских задач!

Всем удачи!