Всем привет!
Сегодня я хочу поделиться историей своего самого большого хобби, которое увлекает меня с самого детства, а именно с 1998 года, когда я впервые посмотрел знаменитый фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». В свои 8 лет я так глубоко был впечатлён увиденным, что моментально заболел «Титаникоманией». Я начал коллекционировать всё, что напрямую или косвенно относилось к этой истории: вырезки из газет и журналов, книги, аудио и видеокассеты, диски, футболки, игральные карты, тетради и ручки, обёртки от шоколадок и жевательных резинок, даже выпросил у родителей картину из пазлов с изображением Титаника. И, разумеется, всегда мечтал о собственной модели нашумевшего корабля. Позднее в студенческие годы я всё-таки собрался и заказал набор модели Титаника в масштабе 1/400, который в длину должен был быть 77 сантиметров. Вдохновенно начал собирать её, но на тот момент не обладал необходимыми инструментами и навыками, поэтому решил отложить работу до лучших времён.
Прошло 12 лет. Многое кардинально изменилось, к тому моменту я уже переехал в Москву, но любовь к истории Титаника никогда не заканчивалась. За это время я стал практически настоящим «титаниковедом» – скурпулёзно изучая чертежи корабля, я досконально выучил его конструкцию; просматривая долгими часами видео о фильме, теперь я знаю, как снималась каждая секунда в нашумевшей кинокартине, все её секреты и киноляпы (хоть и немногочисленные). В 2014 году столицу посетила зарубежная выставка «Титаник», на которой мне также посчастливилось немного поработать.
В 2020 после самоизоляции, когда все дела были переделаны, музыкальное вдохновение исчерпано, а новинки киноиндустрии пересмотрены, я вспомнил о модели, которая пылилась долгие годы в коробке на чердаке. Во время очередного визита в Воронеж я забрал её и решил закончить сборку. В процессе работы я узнал, что годом ранее китайская фирма Trumpeter выпустила новую модель корабля невиданных размеров – в масштабе 1/200 в длину она должна была быть 137 сантиметров! Закончив старую модель, я твёрдо решил, что после стольких лет исследований Титаника я просто обязан собрать эту модель. Три месяца шла подготовка материалов – мне пришлось заказать сразу два комплекта деталей Trumpeter, чтобы хоть как-то сохранить нервную систему на случай неудачной сборки. И позднее я много раз говорил себе за это спасибо – у меня всегда были запасные части из второго комплекта. Выяснилось, что помимо основного набора сторонние фирмы выпустили огромное количество дополнительных комплектов, которые увеличивали детализацию, качество и сходство собранной модели Титаника с его настоящим прототипом. Разумеется, я не мог пройти мимо искушения собрать идеальный корабль. Я заказал премиальный набор фирмы Pontos, в котором были латунные винты, мачты и прочие элементы устройств корабля, 13 листов фототравления с тончайшими деталями и набор деревянных палуб для большей достоверности. Однако мой внутренний перфекционизм заставил меня приобрести палубы ещё и сторонней фирмы Scaledecks, проработка и качество которых была высоко оценена профессиональными моделистами. Конечно, любое хобби требует финансовых вложений. А покупка профессионального комплекта для создания модели музейного качества стоила равнозначно покупке мощного компьютера. Во что только мне обошлись бесчисленные баночки с акриловой краской, жидкость для чистки аэрографа, профессиональные кусачки-бокорезы для отделения деталей от литников, наждачная бумага, скальпели, струбцины и зажимы, сотни ватных палочек и километры маскировочного скотча.
Сборка и покраска длились практически без остановки в течение полугода. За это время мною была проделана колоссальная работа по новому исследованию корабля – как время не стоит на месте, так появляются новые факты, свидетельствующие о более точной цветовой палитре внешней раскраски корабля. Теперь уже доподлинно известно, что корабль в фильме Кэмерона, как бы режиссёр ни старался следовать фактам, далёк от исторической точности в первую очередь по характеристикам цвета, в который был выкрашен его прототип. Также современные исследователи склоняются к версии, что на Титанике, в отличие от его брата Олимпика, в первом плавании был установлен центральный винт с тремя лопастями (в фильме он четырёхлопастной). В погоне за престижем и скоростью, судоходные компании начала XX века искали способы увеличить быстроходность своих кораблей. Так и на Титанике компания White Star Line в качестве эксперимента решила установить винт с тремя лопастями, что, согласно исследованиям тех времён, увеличило бы скорость. Поэтому с профессиональной точки зрения моя модель выглядит несколько иначе и точнее, чем она была представлена в фильме Джеймса Кэмерона.
Отдельно стоит выделить мои приключения с поиском подходящих нитей для такелажа, потому что в заводском комплекте они не были предусмотрены. Как выяснилось, сложность заключалась в том, что в российских магазинах не было ничего подходящего. В идеале мне была необходима эластичная нить с сечением 0,25 мм и меньше, чтобы попасть в масштаб и избежать дальнейших проблем с провисанием или чрезмерным натяжением. В специализированной группе в Фейсбуке я узнал, что многие рекомендуют EZ Line, которая продаётся в основном в США и изредка импортируется в Европу. Не дождавшись один заказ из Германии, мне пришлось сделать второй из Америки. И вот, когда уже оба считались затерявшимися где-то на полпути, неожиданно я получил первый заказ спустя два с половиной месяца ожиданий. В то же время уже в Москве я приобрёл две нити с сечением 0,02 и 0,03 мм (толщина человеческого волоса прибл. 0,05 мм) для более детальной проработки самых мелких канатов на модели.
Мне хотелось избежать атмосферы фатальности и злополучной судьбы корабля, которая привела его к гибели, поэтому я решил добавить гирлянду из ярких цветных парадных флагов, которые на настоящем Титанике были подняты лишь однажды – 4 апреля 1912 года во время стоянки в порту Саутгемптона. Пёстрая лента с сигнальными флагами добавила завершённости и праздничной атмосферы, которая в действительности витала над кораблём, готовящимся к своему первому трансатлантическому путешествию и являющимся символом непоколебимого человеческого прогресса и вызовом природе и стихиям.
Финальным штрихом в работе стала специально заказанная по выверенным размерам витрина из дерева и оргстекла (150*30*45 см), а внутрь добавлены собственноручно смоделированные на компьютере алюминиевые таблички с названием и техническими характеристиками корабля на английском и русском языках.
Прочитать развёрнутую статью о сборке модели вы можете на странице Постройка модели Титаника в масштабе 1/200.